Yoga Sutra Patanjali main page - first part of Sutra.
The definition by Karma Yoga Institute.
Raja yoga experience since 1978.
"Йога Сутра" Патанджали.
"Йога Сутра" Патанджали - это древний текст, написанный 2100 лет тому назад.
Именно в нем изложены "Йога Восьми ступеней"; "Раджа йога"; ступени и методы достижения Нирванны.
Основные термины "Йога Сутры" Патанджали: "Привязанности"; "Концентрация Внимания"; "Практика Распознавания"; "Пратьяхара"; "Дхарана"; "Дхиана"; "Самадхи"; "Самьяма"; "Сиддхи"; "Кавалья"; "Освобождение".
Некоторые ошибочные представления о тексте "Йога Сутра" Патанджали.
Индия - страна большая и не все люди в ней грамотные.
Есть секты, в которых с текстом 2100 летней давности не знакомы, но хорошо знают некую современную школу Ха-тха йоги Патанджали. Такая "школа" есть, но к тексту "Йога Сутры" Патанджали - отношения не имеет. Просто ее основатель, взял себе известное имя, и по своей неграмотности, начал преподавать Ха-тха йогу, называя ее "Школой Патанджали". Конечно, о "Сутре" он не слыхал. И фундаментальный труд "Индийская философия" бывшего Премьер министра Индии, Радхакришнана - не читал. Это печально, что некто Недалекий не постеснялся присвоить себе фамилию Величайшего философа. Но, такова Индия с самых древних времен. Другими словами, Апариграха - не соблюдается (надо же знать - что это?) и с Сатьей - проблема по рождению.
Некоторые откровенно считают, что "Йога Сутра" Патанджали - это огромный манускрипт. Но это не так. Весь текст "Йога Сутры" умещается на 11-15 страницах 10-11 шрифтом. Почти все знаменитые Учителя, от Вивеканады и до Айенгара, сочли необходимым написать свои комментарии к текстам "Йога Сутры". И если комментарии Вивекананды наполнены смыслом, то комментарии некоторых "наставников" просто пытаются связать свое (мало известное имя) с именем Патанджали, которое "не запылилось" за 2100 лет на титульном листе его "Йога Сутры". А большинство комментаторов умрут, ничего не изменив в этом мире. Даже мой профессор по Акупунктуре издал свою книгу с комментариями "Йога Сутры" в 650 страниц. Именно так 11 страниц лаконичного текста мистически превращаются в 650 или в 890.
И последнее. Это доказательства "компиляции произведения". Против таких якобы ученых-гениев (Ф.А.Маас и Д.Миллинсон) мне есть что сказать. "Йога Сутра" - это древний трактат о достижении Сверхспособностей. О приобретении полной власти над Природой. Естественно, что "Сильные Мира сего" пытались "выдоить" из манускрипта Патанджали то "молоко", которое сделает их "Властелинами планеты". Но оказалось, что Жадный и Злобный - Амриту "Йога Сутры" вкусить не может. Так величайший трактат о Сверхспособностях подвергся и подвергался далее Цензуре много раз подряд за 2100 лет. Поэтому и создается впечатление о неоднородности текста. Потому что вырезали многое. А то, что осталось - вызывает трудности в практике.
Правда, в статье о "Йога Сутре" на Википедии, наконец-то удалили ссылки "левых" школ, недостойных там быть. Мелочь, а приятно.
Терминология первой части текста "Йога Сутры" Патанджали.
Название первой части (главы): "Самадхи Пада" или "О созерцании".
Первая часть состоит из 51 афоризма.
Более чем 30-летний опыт преподавания "Йога Сутры" предлагает Читателю начать не с изучения самого текста Сутры, а с изучения Терминологии Патанджали, которая встречается в первой главе. Термины Первой части "Йога Сутры":
1 - Вритти (волнение ума) или обуздание вритти (присущих уму).
2 - Гуны (качества). Возможно, Гуны - это Паттерны поведения, привязанности.
3 - Пуруша - дух, душа, высшая 24-я Таттва (статус) планетарного существования.
4 - Самадхи - завершающая, восьмая ступень "Йоги восьми ступеней".
5 - Ишвара - высшее Вселенское божество, "наставник самых древних Учителей йоги".
6 - Ом - основная вибрационная мантра (звук в пении и вибрации) Аджна чакры.
7 - Самадхи без семени - вариант особого состояния сознания, разновидность Самадхи.
Суть первой части "Йога Сутры" Патанджали. Простыми словами и современным языком.
У "Йога Сутры", за 2100 лет "путешествия во времени" было много переводчиков. Если Вы сами, когда-то, хоть что-нибудь перевели, вы понимаете, что у каждого перевода есть свои варианты и свое качество перевода. Плюс, уровень интеллекта самого переводчика и его уровень профессионализма в той теме, которую он взялся переводить.
Название первой главы можно перевести как "О созерцании", а можно как "Сосредоточение" или "Концентрация внимания". Именно "концентрация внимания" и будет нас интересовать при рассмотрении первой части Сутры. Потому что "Концентрация Внимания" и есть та, главная практика работы с собственным Сознанием, о которой маэстро Патанджали и пишет в своей первой главе.
В наше время, термину "Концентрация Внимания" противостоит термин "Синдром дефицита внимания" во всех его вариантах. Если термин "дефицит внимания" вам понятен, то "концентрация внимания" - это БАЗОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ познания реальности, о котором пишет Патанджали в "Йога Сутре".
Все остальные термины первой части имеют второстепенное значение. Потому что без КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ - достижение Состояний Сознания невозможно.
Автор надеется, что Читателю понятно выделение главного инструмента Сутры, без обладания которым, текст Патанджали теряет свое практическое значение.
Кроме СУТИ первой части Сутры - есть еще Стержень Сутры. Стержень - это "скелет" на который "одеваются" мышцы и органы.
Стержень первой главы "Йога Сутры" - О концентрации внимания. (В противоположность синдрому Дефицита внимания).
Йога есть обуздание самых обычных волнений, присущих уму.
Когда волнения покидают ум - Ищущий способен к Практике Концентрации на своей собственной природе.
Практика – это усилие, необходимое для успокоения ума. Успех практики определяет ее регулярность и упорство в течении длительного времени.
Бесстрастие – это особое Состояние Сознания, в котором отсутствует жажда вещей, как таковых.
Состояние Бесстрастия (без страстей) является результатом познания собственного духа - Пуруши.
Пороки - являются препятствиями в достижении Состояний Сознания. Слабость, инертность, сомнение, отсутствие энтузиазма, лень, чувственность, блуждание ума, рассеянность, непостоянство – эти состояния ума являются препятствиями. Боль, отчаяние, нервозность и беспорядочные вдохи и выдохи сосуществуют с этими препятствиями.
Воспитывая в себе дружеское отношение к счастливым и сочувствие к несчастным, радость к добродетели и безразличие к пороку, ум становится чистым.
По вашему выбору равновесие ума можно приобрести даже путем выдоха и задержки праны (дыхания).
Когда волнения ума находятся под контролем, ум становится подобным прозрачному кристаллу и обретает способность принимать форму либо познающего, либо акта познания, либо объекта познания.
Мудрость, достигаемая в высших состояниях сознания, отличается от той, которую достигают путем предположений и доказательств, относящихся к частному.
Это ментальное впечатление (санскара) стоит на пути других впечатлений.
Подавлением даже этого посредством подавления всех состояний ума достигается Самадхи без семени.
Возврат на страницу сайта "Институт Карма Йоги" (США). Ссылка на страницу "Пример Курсового Проекта 1-го курса". Страница "Литература по йоге".
Текст первой части "Йога Сутры" Патанджали в переводе К.Свенссона. Без комментариев.
Ом! Вот наставления науки йоги.
Йога есть обуздание вритти (волнений), присущих уму.
Затем, когда вритти обузданы, наблюдатель сосредотачивается на своей собственной природе.
Иначе она имеет ту же форму, что и вритти (волнения).
Волнения (вритти) пятиричны, как болезненные, так и безболезненные.
Это – истинное знание (прамана), ложное знание, воображение, сон и память.
Истинное знание – это умозаключение, авторитетное свидетельство и непосредственное восприятие.
Ложное знание – это подделка, иллюзия (митхья), ошибочное убеждение или мнение.
Воображение – плод словесного знания, лишенного субстанции.
Сон – деятельность сознания, лишенного объективного начала.
Память – сохранение прошлого опыта.
Все эти пять сдерживаются практикой и бесстрастием.
Практика (абхьяса) – усилие, необходимое для успокоения ума.
Эта практика станет успешной при постоянной почтительной преданности, непрерывной в течение длительного времени.
Бесстрастие – это сознание, в котором господствует отсутствие жажды вещей, как видимых, так и описанных в священных текстах.
Это высшее (отсутствие желаний) отмечено безразличием ко всем гунам (качествам) вследствие знания Пуруши.
Познавательная медитация (вичара) сопровождается размышлением, различением, радостью и ощущением "я есмь".
Существует и другая медитация, достигаемая практикой остановки мысли, чтобы оставались только санскары (впечатления ума).
Для созданий, не имеющих формы, и тех, которые погружены в лайю (природу цельную), мир является причиной.
Для других этому предшествует вера, энергичность, память, самадхи и различение.
Самадхи наиболее близко тем, чье желание наиболее горячо.
В дальнейшем появляются различия (в выборе используемых средств) – мягких, умеренных или интенсивных.
Или благодаря преданности Ишваре (Всевышнему Господу).
Ишвара – особенный Пуруша, которого не затрагивают несчастья, впечатления, действия и их результаты.
В Нем (Ишваре) – непревзойденное семя всеведения.
Не будучи ограниченным во времени, Он (Ишвара) является учителем даже древних.
Его (вербальное) выражение – священный слог 0м.
Повторение Ом должно делаться с пониманием его значения.
Этим путем можно обрести самосозерцание и добиться избавления от препятствий.
Слабость, инертность, сомнение, отсутствие энтузиазма, лень, чувственность, блуждание ума, рассеянность, непостоянство – эти состояния читты (ума) являются препятствиями.
Боль, отчаяние, нервозность и беспорядочные вдохи и выдохи сосуществуют с этими препятствиями.
Чтобы преодолеть препятствия, надо постоянно практиковать (созерцание) на Единую Истину.
Воспитывая в себе дружеское отношение к счастливым и сочувствие к несчастным, радость к добродетели и безразличие к пороку, читта (ум) становится чистым.
По вашему выбору равновесие ума можно приобрести даже путем выдоха и задержки праны (дыхания).
Либо умственное спокойствие вызывается деятельностью высших чувств.
Либо созерцанием беспечального света (джйоти).
Либо ум выбирает в качестве объекта для концентрации тех, кто не имеет желаний, или рага.
Либо в зависимости от знания снов и сновидений.
Либо, по желанию, посредством медитации (дхьяны).
Он (йог) владычествует над силами, простирающимися от мельчайшего атома до величайшей беспредельности.
Когда волнения ума находятся под контролем, ум становится подобным прозрачному кристаллу и обретает способность принимать форму либо познающего, либо акта познания, либо объекта познания.
Споры и аргументация возникают, когда ошибочно смешиваются между собой слово, его правильное значение и знание.
Когда память очищена, и ум сияет, как единственный объект, это называют состоянием вне слов и аргументов.
Таким образом описываются медитация и сверхмедитация (нирвичара), имеющая своим объектом тонкое.
Область тонкого завершается чистой материей, не имеющей отличительных черт, или линги.
Они составляют медитацию с семенем (Самадхи).
После достижения чистоты сверхмедитативного состояния остается чистый поток Адхи-атмы (духовного сознания).
В этом состоит дар высшей мудрости (праджни).
Праджня (мудрость), достигаемая в высших состояниях сознания, отличается от той, которую достигают путем предположений и доказательств, относящихся к частному.
Это ментальное впечатление (санскара) стоит на пути других впечатлений.
Подавлением даже этого посредством подавления всех состояний ума достигается Самадхи без семени.
Практика Пересмотра Стержня первой главы "Йога Сутры" по принципам педагогики и логики.
Определение йоги по Патанджали: "Йога - это ежедневная практика обуздания самых обычных социальных волнений, присущих уму".
Желания и пороки создают волнения ума. Пороки - главное препятствие в достижении баланса ума. Желания - второстепенное препятствие.
Лучшее упражнение в достижении равновесия ума - это практика йоговского дыхания - Пранаямы.
Когда дыханием получилось управлять - баланс ума появится с упорством в повторении Пранаямы.
Когда волнения покинули ум - появляется потенциал к Практике Концентрации Внимания.
Регулярная практика Концентрации Внимания делает Сознание безразличным к пороку.
Когда такое безразличие достигнуто, проявляйте сочуствие к несчастным и дружите со счастливыми - так очистится ваш ум.
Ум, который начал очищаться, теряет свою ПРИВЯЗАННОСТЬ к желаниям и становится Бесстрастным. То есть не хранит в себе энергию страстей.
Когда волнения ума находятся под контролем, ум становится подобным прозрачному кристаллу и обретает способность принимать форму либо познающего, либо акта познания, либо объекта познания. Так постепеннно приходит Мудрость.
Когда Мудрость стала вашим гостем, вы осознаете свое прошлое в нейтральной позиции своей Совести.
Так достигается Состояние без страстей, которое является результатом познания собственного Духа.
Мудрость, достигаемая в высших Состояниях Сознания, глобально отличается от мудрости ума.
Когда эти различия заметны, Сознание распознает свой Путь в более тонкие Миры.
Начинающий адепт (почти всегда) пытается ПОДАВЛЯТЬ эмоции собственного ума.
Когда Мудрость приводит Состояние Сознания к настройке "жить без страстей" - адепт теряет интерес к эмоциям ума естественным путем без их волевого подавления.
Если этого не произощло, то посредством подавления всех состояний ума достигается Самадхи без семени. Поэтому Путь - всегда есть.
Практика концентрации внимания по Патанджали.
Там, где есть лень, пороки, удовольствия - там нет Концентрации Внимания. Внимание - это энергия. Концентрация Внимания - это энергия в ее первозданной чистоте без баласта случайных примесей.
Женщина требует Внимания мужчины. Потому что женщина всегда чувствивтельна к передаче энергии Внимания.
1 - Начальная визуализация. Курс "Раджа йога за 6 минут в день".
2 - Начальная визуализация. Курс "Медитации на Стихии" по Гхеранда Самхита.
3 - Начальная релаксация. Курс "Шавасана - 1".
Эти курсы представлены на канале Ютуба "Институт Карма Йоги (США) - курс первый".
Пошаговая стратегия в практиках Управления Вниманием с целью достижения его Концентрации в одной точке.
4 - Практика Пранаямы в управлении Вниманием Аджна чакры на фоне П.Д.И. (полного дыхания йогов). Точка акупунктуры Yin Tang.
5 - Практика Пранаямы в управлении Вниманием Сахасрара чакры на фоне П.Д.И. (полного дыхания йогов). Группа точек акупунктуры Si Shen Cong.
6 - Практика Пранаямы в управлении Вниманием Аджна чакры на фоне Пранаямы Акпалабхатти. Точки пальпационного воздействия LI-20.